Евгений Евстигнеев
Главная   |   Почта   |   Карта сайта   |   Печать   |   Гостевая
XI-йОткрытый театральный фестиваль-конкурс им. Евгения Евстигнеева
Открытый театральный фестиваль-конкурс им. Евгения Евстигнеева
Партнеры
ННТВ - Нижегородская государственная областная телерадиокомпанияНижний Новгород on-lineНижегородский рабочийБольшие девочки в большом городе
Мы в сетях
мы на Facebookмы вКонтакте
Пресса

Приключения тбилисца в России

Приключения тбилисца в России.

            У него было и есть два города на белом свете: Тбилиси, в котором он прожил первые свои 17 лет и Горький-Нижний, в котором подзадержался на всю оставшуюся жизнь. Хотя сказать так – это мало что сказать. Потому что Тбилиси – это огромная цивилизация детства и юности, это тот счастливый Космос, в который однажды забрасывает нас судьба и по возвращению из которого мы всю жизнь вглядываемся в его очертания, приметы, дыхание.

            Улочки старого Тбилиси, дома с длинными балкончиками, разноголосица лиц и говоров, какие-то волшебные песнопения, старенькие армянские дедушки, играющие на дудуке на похоронах и свадьбах (дудук без слез не может слышать и до сих пор). Вот-вот, возраст подходил, в школу надо было идти, а здесь стали возвращаться из армии те, кто прошел войну и фронт, люди с какой-то ясной благородностью души (детская психика это чувствовала особенно). Пришел и отец, человек прекрасно владевший немецким, он о местах своей воинской службы не распространялся, но судя по тому, что вскоре стал главным статистом Грузинской ССР, и в военные годы службы у него была не простая. Мама, а затем и сестра, по мнению преподавателей, были прекрасными пианистками. Бабушка, вы будете улыбаться, но это так, происходила из княжеского рода и маленького Геру даже возили осматривать «нашу бывшую землю».

            Хотя, какие там княжеские владения? В тбилистских кинотеатрах крутили трофейные фильмы. И школьник Демуров, дневал и ночевал на этих сеансах, выучив наизусть любой жест какой-нибудь Дины Дурбин и мечтавшей о шляпе точь-в-точь, как у Жана Габена в «Набережной туманов»

            Еще Тбилиси – это город родственников. Один из дядюшек служил заместителем директора русского ТЮЗа, опекал молодого режиссера Г. А. Товстоногова и познакомил, подружил маленького Геру с настоящим сказочным актером дядей Женей Лебедевым. Еще в городе было много музыки, вдруг стали популярными джазовые оркестры и Гера  какими-то  правдами и неправдами раздобыл трубу и отправился наниматься в самый знаменитый тбилисский оркестр. Не приняли, очевидно, по малолетству. Правда, это не очень огорчило. Потому что сначала была секция бокса, а затем (по совету тренера)  и секция штанги. Последнее еще было необходимо для того, чтобы не ударить лицом, вернее, мышцами, перед соседской девочкой, которую Гера провожал каждый день и вечер, а ночами писал для нее стихи, для скорости процесса переписывая как бы от себя самого любимого папиного поэта Лермонтова. Это производило впечатление на девочку.

            Вообще, с «впечатлениями» было много переживаний. В школе большой зал использовался двояко – утром и днем для занятий физкультурой и военной подготовке, а вечером, после небольшой перестановки, для заседаний, концертов и прочего. Для этого из угла на центр передвигали большую гипсовую фигуру товарища Сталина. На одном из занятий, где что-то нудно бубнил военрук, Гере пришла мысль в голову счастливая мысль: вложить в протянутую руку товарища Сталина  учебную гранату. Директору школы после этого вызвали врача, ну, а Демурову школу в конце концов пришлось сменить и «гранатометание вождя» запомнили.

            Прощение пришло только года через три, когда, благодаря ряду всевозможных событий юности Демуров сказался в Ереване на киностудии «Арменфильм» и снялся в двухсерийном фильме в роли молодого Мартироса Сарьяна. По всему Тбилиси были развешены плакаты с анонсами кинопремьеры и на  них фигурировал молодой Тбилисец.

            Здесь и «накрыла» Г. С. Демурова настоящая волна приобщения к актерской профессии. Русский драматический театр им. А. С. Грибоедова в Тбилиси был одним из самых сильных провинциальных театров страны. Здесь служили великолепные актеры, театр самозабвенно любила публика. Поэтому сначала студиец при театре, а затем актер вспомогательного состава Г. С. Демуров жадно присматривался к новому для него театральному окружению. Это было время  какого-то бессознательного впитывания техники актерского самовыражения, а была она очень самотточена, ярка, сконцентрировавшая неповторимые черты русской и кавказских культур. Еще в Ереване Г. С. Демуров наблюдал известных актеров того времени, владевших секретами, уже уходящим из театрального обихода, трагического темперамента. В Тбилиси все его  симпатии были связаны с актерами, способными к внутреннему самообнажению. Таким молодой актер считал, например, своего старшего партнера Павла Борисовича Луспекаева.

            В юности все меняется быстро. Так однажды Г. С. Демуров оказался в Горьком в стенах театрального училища. По приезду он побродил вокруг Московского вокзала и город ему страшно не понравился… И кто-то в те дни неожиданно сказал, что Слава Метервели, который творил такие неожиданные обводки на футбольном поле и был в Тбилиси кумиром каждой дворовой команды играет за футбольный клуб  Дзержинска. «Нет, ну если уж сам Слава Метервели…»

               Театральное училище для молодого студийца и актера было, конечно, не лишним, но славное время первоучебы оказалось уже в общем им пройдено. А тут появляется в театральной буче крепыш-красавец с неотразимым обаянием. Не знаю с чем это можно сравнить, но, может быть, это похоже на явление горячего госконца с целью покорения Парижа и конкретно - роты мушкетеров. Хотя в общем и сам Дюма здесь немножко отдыхает. Потому что сердца красавиц забились в трепете, а студент Демуров был замечен еще на втором курсе и вскоре уже числился артистом Горьковского театра драмы.

            С одной стороны, исключительное артистическое обаяние открывало перед молодым артистом легкий и счастливый проход на сцену. С другой, все было сложнее. Он складывался как артист, в другой, чем существовавший в городе  на Волге, театральной культуре. Он любил, что называется, открытый звук, посылаемый в зал, а у нас как раз росла и ширилась мода на так называемый «шептальный реализм», на обостренную естественность речи на сцене. Он рвался к ролям, где верховодил бы темперамент, страстность, а режиссеры видели его в череде характерных небольших эпизодов и хорошо бы решенных в комической стихии, которая тоже каким-то  чудом жила в нем. (Покойный режиссер и актер Семен Лерман говорил о нем: «Наш Луи де Фюнес»)

            В театре, если на актере ставят «метку» - исполнитель ролей такого-то плана, - то это все. Хоть беги прочь. Г. С. Демурову не раз поступали предложения и из столичных театров тоже. Главреж Ленинградского театра им. Комиссаржевской Рубен Семенович Агамирзян даже водил молодого артиста в дом, на квартиру, где тот мог поселиться в случае перехода в ленинградский театр. Но, в конце концов, Г. С. Демуров всегда выбирал драму в Горьком-Нижнем. Может быть чувствовал (или желал того), что час торжества его  наступит именном здесь. Что и случилось, уже в 70-х, когда артист открыл тетрадку с ролью Герострата в пьесе «…забыть Герострата!»  Гр.Горина. На сцене эту роль он не живописовал, а просто нес мир накаленных чувств и бурных страстей. Если можно так сказать, он не создавал образ, а просто выпевал  его как мелодию  из музыкального инструмента. Вместе с мягким (я бы сказал южно-солнечным) обаянием это действовало на зал необычайно эмоционально. Герострат – одна из самых замечательных и знаменитых ролей Горьковского – Нижегородского театра. Она расположилась рядом с Ричардом III – В.Самойловым и некоторыми работами разных актеров из постановок  «На дне» и ряда других горьковских пьес.

            После «Герострата» было много всего. Более 120 ролей сыграно Г.С.Демуровым на театре. Многое можно вспомнить и рассказать. Жаль, газетный формат требует быть скупым. А здесь интересные есть «мушкетерские сюжеты» - несколько телевизионных удач и главная роль в телеспектакле по чудной повести «Ожерелье для моей Серминаз». Несколько работ с известным нашим режиссером Р.Г.Виктюком (в том числе Сталин и Воланд), неожиданные решения иногда далекие от устоявшихся представлений в классических спектаклях «Егор Булычев и другие», «На всякого мудреца довольно простоты», «Дядя Ваня»… И всегда был и остается Г.С.Демуров верен своему типу творчества – погруженности в стихию своих героев, брызжущее обаяние и артистизм.

            Конечно, любой артист вряд ли догадывается, какой поворот в жизни готовит ему театр: какая новая роль поджидает, какой спектакль. А уж, чтобы мушкетер  в одночасье стал еще и командиром… Именно груз капитана де Тревиля пожалуй что неожиданно взвалил себе на плече Г.С.Демуров. В начале века театр драмы лежал, что называется, на дне. Одна крикитесса даже выразилась так, что Нижний не значится на театральной карте России. И эти слова были во многом справедливы. Художественное руководство театром Г.С.Демуров принял в очень сложные годы, да еще при явном сопротивлении сложившейся к этому времени театральной элиты города. Неминуемого его провала ждали с усердием, как у Пушкина зимы ждала природа. А новый худрук стал последовательно собирать вокруг драмы профессиональных и мастеровитых режиссеров. Раньше как было: актеры курсировали по матушке стране – из Твери в Керчь и т.д. Времена изменились и идея «театр – гостиный двор» теперь уже для режиссеров не очень-то нравилось провинциальным театральным управленцам. Но Г.С.Демуров понял, что ничего лучшего в наши времена возникнуть в провинции не может. За девять лет десятка полтора режиссеров поучаствовало в формировании репертуара театра. И именно это вернуло ему интерес публики и серьезный авторитет в театральных кругах.

            Худрук Г.С.Демуров стал строго контролировать занятость труппы. В театре назревала смена поколений. Приглашаь в труппу новых, уже где-то зарекомендовавших себя актеров стало невозможно из-за неустроенности быта, маленьких зарплат.Поэтому, как всегда темпераментно, Г.С.Демуров стал следить за  актерскими нагрузками.  Дело  стало доходить  до скандалов. Открою один небольшой секрет. Постановщик  «На всякого мудреца…» после двух или трех репетиций сказал, что разрывает контракт с театром и репетиции прекращает. Причина: актер В.Ометов не соответствует характеру Глумова. Вот уже где разошелся худрук… А у В.Ометова, сегодня одного из ведущих артистов, роль Глумова оказалась поворотной в судьбе. И не только у него, добрая дюжина актерских имен выделилась и засверкала на подмостках драмы…

            И, наконец, репертуарную политику театра Г.С.Демуров провел виртуозно, совмещая коммерческий успех с постановками, как говорилось тогда, спектаклей с  человеческим лицом.

            Театр драмы был явно на подъеме, как службу худрука Г.С.Демуров вдруг оставил. «Сюжетику» этого поступка, может быть, и можно рассмотреть в формате теледебатов «Пусть говорят!», но я объяснюсь проще. У бывшего тбилисца,  а ныне всеми фибрами души волжанина, как у героев русской сказки было три пути. По одному, помятуя справедливое наблюдение А.П.Чехова «На свете нет ничего страшнее, чем провинциальная знаменитость», медленно и неуклонно скатываться к категории провинциального маэстро. Это страшное дело, именно такие люди довели  в свое время театр драмы до ручки.

            По другому пути, появились новые вызовы времени, нужно было заново собирать свою команду, и довольно жестко и агрессивно продолжать дело. Но не даром, когда-то давным-давно, тренер по боксу  посоветовал юноше Демурову боксом не заниматься: «Нет у тебя агрессивности, не умеешь по-спортивному избить противника». Наверное, тренер как в воду глядел.

            И оставалась только третья, последняя дорога. В некотором смысле эта дорога из театра в дом после каждого сыгранного спектакля. В кармане куртки пакетик с пирожком и косточкой для знакомой бездомной собаки. В голове еще вертятся только что сыгранные сцены. Еще как ветерок просыпается беспокойство о доме, семье, страхи, надежды, печали… Вот если бы получить роль… «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». 

Copyright © 2003-2014 Н.Ю.Прибутковская
Created by GraphitPowered by TreeGraph